ВАШИНГТОН, 12 февраля. /Корр. ТАСС Андрей Шитов/. Ученые, доказавшие существование гравитационных волн, полностью уверены в своих результатах. Они подтвердили это в четверг на презентации своего открытия в Национальном клубе печати (НКП США) в Вашингтоне. Устроили эту встречу Национальный научный фонд (ННФ США) и создатели и участники финансируемого им проекта LIGO (Лазерно-интерферометрическая гравитационно-волновая обсерватория), которому принадлежит честь открытия.
Отвечая на вопрос о том, с какой степенью вероятности полученный сигнал превосходит шумы, исполнительный директор лаборатории LIGO в Калифорнийском технологическом институте (Caltech, «Калтек») Дэвид Райтце сказал, что для этого показателя установлен только нижний предел — 5,1 сигма. По его словам, это само по себе «золотой стандарт» надежности, а в реальности надежность «наверняка выше».
Суть открытия
На основании полученных результатов предполагается, что гравитационные волны возникли в результате «схлопывания» двух «черных дыр» диаметром всего около 150 км каждая, но массой примерно в 29 раз и в 36 раз больше Солнца. Явление произошло около 1,3 млрд лет назад . В долю секунду тогда энергия, эквивалентная трем массам Солнца, выделилась в виде гравитационных волн. Теперь те достигли Земли и были зафиксированы. Таким образом было подтверждено одно из важных положений общей теории относительности Альберта Эйнштейна и открыто новое «окно в космос» — к «гравитационной астрономии».
Ученые постоянно подчеркивали свое восхищение силой предвидения Эйнштейна и выражали мнение, что полученные ими результаты заставили бы его «широко улыбнуться».
Пока без других сенсаций
Например, авторов работы упорно спрашивали, нет ли у них за душой еще каких-нибудь сенсаций, — учитывая, что гравитационные волны они обнаружили практически сразу после включения своих обновленных детекторов, когда те работали еще по сути в пробном режиме. Ответ сводился к тому, что различные «явления» обнаруживались на установках LIGO и до их модернизации, и с тех пор также обнаруживаются постоянно, но сентябрьское открытие все же остается на общем фоне исключительным.
Именно поэтому ученые решили объявить о нем сразу, хотя изначально планировали дать новым интерферометрам поработать хотя бы несколько месяцев и лишь потом представить сводный отчет.
Влияние на микромир
По его словам, полученные результаты устанавливают «более жесткое ограничение, чем когда-либо прежде, на массу покоя гравитона». «Надо проверить, но, думаю, этот лимит переводится в 10 в минус 55 степени грамма», — сказал специалист, работающий в том же Caltech, но известный и тем, что консультировал съемочные группы кинофильмов о межзвездных путешествиях.
До «машины времени» пока далеко
Впрочем, на вопрос о том, не делает ли полученный результат более вероятным создание «машины времени», Торн ответил отрицательно. «Не думаю, что это приближает нас к путешествиям во времени, — сказал он. — Жаль, конечно… Но это иное направление. Моя цель — расширять понимание того, что происходит в моменты чрезвычайно сильного искривления пространства-времени».
Кстати, уже после завершения официальной презентации корреспондент ТАСС стал свидетелем разговора между Торном и астрономом Вирджинией Тримбл — вдовой знаменитого и не раз упоминавшегося на встрече физика Джозефа Уэбера. Так вот, по словам Тримбл, ее покойный муж считал, что гравитационные волны будут служить «инструментом коммуникаций между передовыми цивилизациями, способными контролировать целые галактики».
Не гонка, а взаимодействие
Китайский репортер на презентации напомнил, что поисками гравитационных волн занимались параллельно с LIGO другие научные коллективы в мире, и спросил, «что теперь тем остается делать». Но в ответ официальный представитель LIGO Габриэла Гонсалес, а за ней и еще один основатель проекта — Райнер Уайсс из Массачусетского технологического института — в один голос заявили, что они против «бега наперегонки» в науке.
«Мы — за то, чтобы все окна (в космос) открылись как можно быстрее», — сказала Гонсалес. «Дело не в соперничестве, а в том, чтобы двигать науку», — добавил Уайсс и по просьбе директора ННФ США Франс Кордовы напомнил, что у отчета LIGO насчитывается «1004 соавтора». Среди них есть и россияне, причем отнюдь не на последних ролях. В их числе, в частности, Владимир Брагинский из МГУ, разработавший системы подвески зеркал, и Сергей Клименко из Флоридского университета, предложивший главный алгоритм поиска сигналов.
Звучание Вселенной
Авторы открытия иллюстрировали свои рассказы красочными видеофильмами и использовали «наглядные пособия» — вплоть до пластиковой сетки, которую один из маститых ученых растягивал в руках, рассказывая об искривлении пространства- времени. Выяснилось также, что гравитационные волны можно не только видеть в графическом изображении на компьютерных экранах, но и слышать, поскольку длина волны находится в звуковом диапазоне, доступном для человеческого восприятия.
Запись «звучания Вселенной» включалась на презентации к вящему удовольствию собравшихся. Один из репортеров шутливо поинтересовался, не предполагается ли выпустить аудиодиск с записью лучших «хитов». Райтце в тон ему ответил, что «в ближайшие десять лет» такой диск обязательно выйдет.
Чем запомнится наш век
Завершили дискуссию слова Торна о том, что если Ренессанс вошел в историю расцветом изобразительных искусств, музыки и архитектуры, то наше время спустя столетия будет восприниматься, как период раскрытия фундаментальных тайн и законов Вселенной.